Информация об опыте работы воспитателя
Кувико Ирины Алексеевны
«Развитие интеллектуальных способностей
дошкольников
Амонашвили Ш.А. утверждал, что «гуманное педагогическое мышление содержит в себе возможность постоянного обновления жизни ребенка в детском саду». Основные постулаты такого подхода – вера в выявление индивидуальных способностей ребенка, направленных на развитие интеллекта, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности.
Использование Ириной Алексеевной проблемно-поисковых и игровых ситуаций, исследовательских методов научило дошкольников находить закономерности между явлениями и событиями, концентрировать своё внимание на важном объекте, что имеет немаловажное значение в их дальнейшей жизни.
Известно, что процесс интеллектуального развития детей протекает под руководством взрослого. Педагогу важно побуждать детей к общению, вовлекать в решение проблемно-поисковых задач, стимулировать умственную деятельность, повышать уровень самоконтроля и самооценки, передавать разные эмоциональные состояния в имитационно - образных играх, развлечениях и праздниках, с использованием более эффективных, интересных, занимательных для детей методических приемов, методов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду деятельности.
Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Основа интеллекта человека, а, следовательно, и его образованности в будущем, закладывается в первые годы жизни ребенка - от рождения до 5-6 лет. Чем меньше дети, тем продолжительнее и кропотливее работа педагога.
Ирина Алексеевна Кувико уделяет особое внимание интеллектуальному развитию дошкольников, творчески подходит к организации педагогического процесса. С детьми младшего дошкольного возраста Ирина Алексеевна проводит игры на развитие слуховой памяти, внимания, мышления, побуждает детей к решению простейших задач – найти «такую же картинку», повторить предложение, добавить колечки в пирамидке и т.д. У малышей память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не владеет специальными способами запоминания. Поэтому для занятия она тщательно подбирает материал и атрибуты (мягкие игрушки, персонажей из книг), чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик. Тогда дети хорошо запоминают стихи, интересные для них события. Постепенно она учит детей запоминать русские народные сказки, рассказы, где дети сопереживают героям и надолго запоминают их образы.
Очень важно на этом этапе развивать наглядно - образное мышление. В свободной деятельности и на занятиях педагог предлагает малышам подобрать недостающий предмет, детям постарше - сложить простой узор из мозаики, собрать геометрическую фигуру из частей и т,д. Развивая у детей наглядно-образное мышление, Ирина Алексеевна добивается того, чтобы в сюжетно - ролевых играх дети брали на себя главную роль, по своей инициативе преобразовывали ситуацию на основе своих представлений.
Наглядно-образное мышление детей старшего дошкольного возраста тесно связано с речью. Проводя речевые игры, Ирина Алексеевна добивается от детей связной, непрерывной речи. На данном этапе детские суждения выступают на первый план. Вначале она предлагает выделить в предметах общие существенные признаки, т.е. учит обобщать конкретные понятия, предлагая серию картинок «Мебель», «Овощи», «Фрукты», чтобы дети могли классифицировать предметы. В дальнейшем у детей формируется понятие замены реальных действий рассуждением.
Каждое занятие у Ирины Алексеевны проходит интересно, увлекательно, с применением разнообразных форм и методов, способствующих развитию логического мышления. Она старается так организовать деятельность с детьми, чтобы у них постоянно был интерес, желание узнать новое, проявить свою индивидуальность.
На протяжении всего дошкольного возраста воспитатель развивает у детей произвольное внимание речь, память, т.е. сознательное и целенаправленное запоминание. Оно формируется в старшем возрасте. Как считал Л.С. Выгодский, «память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления».
На современном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности, его умственной активности, развитии различных видов продуктивной деятельности детей, таких, как ручной труд, рисование, лепка, конструирование. Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование пространственных представлений и образов. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления. Ирина Алексеевна предлагает различные формы конструирования: по образцу, по замыслу, по условиям. У детей создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творчества у дошкольников.
Главной задачей для Ирины Алексеевны является расширение и обогащение имеющихся представлений детей для дальнейшего обучения в школе. Важнейший показатель результативности интеллектуального развития старших дошкольников - достижение положительных результатов, о чем свидетельствуют данные диагностики, по результатам которой в группе осуществляется коррекционная работа с целью повышения уровня мыслительных способностей воспитанников.
В целом отмечена положительная динамика роста развития детей:
Высокий уровень освоения программы «Детство» - 36% детей;
Средний уровень - 50%;
Низкий уровень - 14%.
Достижению положительных результатов работы с детьми способствуют занятия театрального кружка «Алёнушкины сказки» с коррекционно – педагогическим направлением.
В ходе данной деятельности совершенствуются представления и навыки дошкольников, полученные на занятиях. Дети участвуют в инсценировках, спектаклях, умеют с помощью жестов и мимики передавать характерные черты персонажей, сочетать движение и речь. При распределении ролей Ирина Алексеевна учитывает характер персонажа и индивидуальные особенности ребенка - исполнителя данной роли. Следует отметить, что у воспитанников кружка сформирован устойчивый интерес к театральной деятельности, развиты актерские навыки, речевая активность, коммуникативность и творческие способности.
Активными помощниками Ирины Алексеевны являются родители, которые помогают ей при оформлении спектаклей, изготовлении костюмов для детей, декораций. Понимая, что формирование личности ребёнка возможно лишь при систематической совместной работе семьи и детского сада, Ирина Алексеевна проводит для родителей консультации, беседы, анкетирование, организует дни открытых дверей, интересные родительские собрания.