Положительные результаты готовности воспитанников МОУ «НШ – ДС № 20» к обучению в школе достигнуты благодаря целенаправленному систематическому проведению занятий по всем учебным дисциплинам, методически грамотной коррекционно – педагогической работе с детьми и взаимодействию с семьей.
В целом, следует отметить средне - высокий уровень школьной зрелости воспитанников ОУ, дети имеют интеллектуальную, эмоциональную и социальную готовность к обучению в начальной школе.
В ходе психодиагностической работы в марте 2008 года согласно годовому плану было проведено целенаправленное обследование познавательной сферы у старших дошкольников.
Всего было обследовано 34 дошкольника. Особенности детей оценивались на основании следующих диагностических методик:
1. Воображение – «рисунок» («Тестируем детей» Т.Г.Макеева)
2. Восприятие, зрительная память – «узнавание фигур» («Оценка психологической готовности детей к школе», пособие для психологов)
3. Логическое мышление – «четвёртый лишний» («Настольная книга педагога-психолога ДОУ» Савельева Н.)
4. Образные представления об окружающем мире - «нелепицы» («Настольная книга педагога-психолога ДОУ» Савельева Н.)
Результаты исследования познавательной сферы старших дошкольников.
Анализ результатов диагностики показал, что у 9 человек (26,5%) познавательная сфера имеет высокий уровень развития, 4 детям (12%) требовалась незначительная помощь взрослого при выполнении отдельных заданий, они имеют уровень познавательного развития выше среднего. Средний уровень развития познавательной сферы имеет большая часть старших дошкольников - 16 человек (47%), а 5 человек практически не справились с предложенными заданиями и имеют низкий уровень познавательного развития.
По итогам обследования были составлены планы коррекционной работы, оказана методическая помощь воспитателям, специалистам МОУ «НШ-ДС №20», проведены индивидуальные консультации с родителями.
Психологическое консультирование охватывало педагогов МОУ, а также родителей дошкольников и младших школьников.
Педагогам в течение года в рамках проведения заседаний ШМО, педчасов были даны консультации: «Организация эффективного общения взрослого с дошкольниками», «Проблемы формирования «школьной зрелости» дошкольника»,
«Использование эмоциональных реакций в обучении», «Теоретические аспекты классификации «плохого» поведения учащегося».
Для родителей проводились консультации на родительских собраниях: «Адаптация детей к детскому саду», «Подготовка детей к школе», «Развитие памяти школьников».
С учащимися начальной школы проводились психологические занятия»:
1 класс – «Развитие произвольного внимания».
2 класс – «Гимнастика для ума».
3 класс – «Как победить свою и чужую агрессию».
4 класс – «Все мы разные».
В МОУ осуществлялась квалифицированная коррекция речевого развития детей. На конец года уровень развития воспитанников логопедических групп – средне - высокий.
В этом году 15 детей подготовительной логопедической группы поступают в школу.
По результатам диагностики в старшей логопедической группе с чистой речью выпущено-4 человека (25%), продлён срок коррекционной работы – 12 детям (75%). Коррекционно-воспитательная работа определялась строгой продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего воспитательно-образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
В МОУ функционирует Логопедический пункт для оказания помощи учащимся. Деятельность учителя-логопеда Кручининой Л.А. соответствовала требованиям коррекционной работы с детьми с нарушениями речи. Работа с учащимися, нуждающимися в коррекции речи будет продлена в следующем учебном году.
Все учащиеся начальной школы имеют 100% успеваемость, достаточный для продолжения обучения уровень знаний, умений, навыков и познавательных интересов.
Образовательный процесс в 1 классе происходил по безотметочной системе обучения. По итогам анализа годовых контрольных работ, проведенных в 1 классе, были получены следующие данные:
- по русскому языку: общая успеваемость учащихся - 76%, качество знаний - 60%;
- по математике: общая успеваемость - 85%, качество знаний - 70%;
- по проверке навыка чтения общая успеваемость – 96%, качество знаний – 81%.
Проверка техники чтения показала следующие результаты: 21 учащийся обладают высоким уровнем развития навыка чтения (35 – 35-40 слов в минуту и выше нормы), 5 уч-ся – ниже нормы (менее 30 слов в минуту). В целом, уровень ЗУН уч-ся 1 класса достаточный для продолжения обучения во 2 классе.
По сравнению с прошлым годом общая успеваемость первоклассников по математике снизилась на 10%, качество ЗУН – на 35%; по русскому языку общая успеваемость снизилась – на 19%, качество ЗУН – на 26%; общая успеваемость проверки навыка чтения повысилась на 1%, качество ЗУН снизилось на 9%.
Учителем 1-го класса велась работа индивидуального характера со слабоуспевающими уч-ся, допускающими орфографические ошибки, ошибки при решении задач, арифметических вычислений, чтении текстов.
Изучены данные успеваемости и качества знаний во 2, 3, 4 классах, количество учащихся - 65 человек.
Во 2 классе общая успеваемость – 100%, качество ЗУН – 95,5%. Отличников – 3 уч-ся, хорошистов – 18 уч-ся, удовлетворительно закончил учебный год – 1 уч-ся.
Анализ контрольных работ на протяжении 2007 – 2008 учебного года показал следующие данные:
В 3 классе общая успеваемость – 100%, качество ЗУН – 61%. Отличников – 4 уч-ся; хорошистов – 10 уч-ся; удовлетворительно закончили учебный год – 9 уч-ся.
Анализ контрольных работ на протяжении 2007 – 2008 учебного года показал следующие данные:
В 4 классе общая успеваемость – 100%, качество ЗУН – 75%. Отличники - 5 уч-ся; хорошистов – 10 уч-ся; удовлетворительно закончили учебный год – 5 учащихся.
Анализ контрольных работ на протяжении 2007 – 2008 учебного года показал следующие данные:
Подъём качества ЗУН начался во II четверти и не изменился в III четверти. Показатели качества ЗУН повысились в IV четверти и не изменились до конца учебного года.
Положительной динамике общеобразовательного развития детей способствовала коррекционно - педагогическая работа учителей со слабоуспевающими учащимися, рекомендации для родителей по подготовке домашнего задания и дифференцированные задания с усложнением материала для детей, имеющих высокие показатели ЗУН.
В мае 2008 года классными руководителями 1-4 классов был изучен уровень воспитанности учащихся. Была предложена методика Н.П. Капустина, по которой ученик оценивает себя вместе с родителями и его оценивает учитель, затем высчитывается средний балл и определяется уровень воспитанности. Цель методики: изучение личности учащегося; побуждение его к самовоспитанию и саморазвитию.
В 2007-2008 учебном году 71% учащихся начальной школы имеет высокий и хороший уровни воспитанности. По сравнению с прошлым учебным годом показатели снизились на 15,8%.
Большинство учащихся успешно справились с адаптацией к условиям школы. 43% уч-ся (13 человек) имеют высокий уровень школьной мотивации, 17 % (5 человек) – средне-высокий уровень, средний уровень – 37% (11 человек), низкий уровень мотивации к обучению в школе имеет 1 ученик.
Учитель 1 класса и специалисты ШО проводят в соответствии с планом коррекционно – педагогическую работу по повышению уровня адаптации младших школьников.
В ноябре 2007 г. педагогом-психологом Савельевой Е.В. была проведена диагностика причин неуспеваемости младших школьников. Целью диагностики стало определение причин и путей коррекции отклонения в психологическом развитии ребёнка, основных направлений работы по профилактике неуспеваемости младшего школьника.
В обследовании принимали участие учащиеся 1, 2 классов, имеющие трудности в усвоении программы общеобразовательной школы. Использовались методики:
1. Исследование особенностей прогностической деятельности («Угадай-ка»), созданная Л.И.Переслени и В.Л.Подобедом. Данная методика позволяет количественно охарактеризовать особенности кратковременной и долговременной памяти, мышления, такие свойства внимания, как устойчивость, переключаемость и распределяемость.
2. Методика диагностики словесно-логического мышления Э.Ф.Замбацявичене. (Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы).
3. Методика исследования зрительного восприятия и наглядно-образного мышления с использованием прогрессивных матриц Дж.Равена.
Выявлен средне-низкий уровень успешности слабоуспевающих учащихся. Даны рекомендации учителям, специалистам ШО для индивидуальной работы с ними.
В декабре 2007г. Савельевой Е.В. проведено обследование в 1- 4 классах с целью определения социометрического статуса учащихся и уровня социального благополучия в классе в целом.
За основу была взята экспресс-диагностика для изучения взаимоотношений между детьми («Практикум по детской психологии». Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
Анализ результатов исследования показал, что уровень благополучия взаимоотношений в детских коллективах 2-4 классов находится на среднем и высоком уровнях. В 1 классе уровень благополучия взаимоотношений находится на низком уровне. Это может быть связано с тем, что формирование детского коллектива ещё не было закончено.
Педагогом - психологом даны рекомендации учителю и родителям по повышению самооценки детей.
В течение года проводились психологические тренинги с учащимися начальной школы, индивидуальные обследования по запросам классных руководителей, а также соц. педагога Серёдка А.М. Психологическое консультирование охватывало не только педагогов МОУ, а также родителей дошкольников и младших школьников (на родительских собраниях и индивидуально).
В НШ-ДС обеспечивается должный уровень физического развития детей, охраны и укрепления здоровья, реализуется комплекс развивающих оздоровительных технологий, используются различные формы организации оздоровительных
мероприятий: физ.занятия (2 в спорт. зале и 1 на воздухе), уроки физкультуры (2), ритмика, точечный массаж, гимнастика после сна, пальчиковая гимнастика, утренняя гимнастика, пешие походы, оздоровительный бег, закаливающие процедуры, аутотренинг, праздники и развлечения, систематическая работа с часто и длительно болеющими детьми (проводятся кварцевание, фитонцида-, мед